История Эйфелевой башни (19.02.2016)

Эйфелева башня – символ Франции! Кто сейчас может подумать, что когда-то она вызывала бурю негативных эмоций со стороны самих французов, которые ни в какую не хотели оставлять её на Марсовом поле.

Но потом она стала символом. И если говорят об Эйфелевой башне, то мы сразу понимаем, о какой стране идёт речь и тем более о каком городе.

Поэтому будет справедливо узнать больше об этой оригинальной достопримечательности.

Строительство Эйфелевой башни началось 1 июля 1887 года. Этим процессом руководил талантливый инженер Густав Эйфель. Но перед строительством же тоже что-то было, скажите вы. Не с бухты барахты же построили эту красавицу?

Конечно! В 1884 году французское правительство решило организовать Всемирную выставку 1889 года. И через 2 года, в мае 1886 года первый комиссар выставки Эдуард Локруа дополнил программу интересным пунктом – конкурсанты должны были представить проект металлической башни на Марсовом поле.

Было представлено 700 проектов, которые не вызвали малейшего интереса. Фактически, конкурс был на грани срыва, Всемирная выставка, да и весь Париж, могли остаться без башни!

Но в редакции газеты «Энтрасижан» вовремя вспомнили, что в 1885 году в газетах был упомянут проект металлической башни знаменитого инженера Густава Эйфеля. В своем докладе для Общества гражданских инженеров Эйфель рассказал о 1000-футовой башне, назвав её «произведением искусства… века науки и техники».GustaveEiffel

Это спасло положение, члены жюри изучили проект и сделали Эйфелю официальный заказ. Кстати, такое быстрое решение приняли ещё потому, что Густав Эйфель был самым востребованным специалистом, его имя ассоциировалось с высоким качеством и новизной идей. Кроме того, коллеги называли Эйфеля первым инженером Франции и всего мира, а изумленная и восторженная пресса назвала его «инженером Вселенной».

Эйфелеву башню построили очень быстро даже по современным меркам. Закладку фундамента начали 2 июня 1887 года, а открытие состоялось 31 марта 1889 года.

Такая скорость работы сочеталась с высоким качеством и точными расчётами. Густав Эйфель сумел организовать труд чертёжников и расчётчиков таким образом, что это помогло качественно провести работы на всех этапах строительства от замысла до заводского производства и монтажа. Причём ни одно отверстие для миллиона с лишним заклепок не пришлось заново сверлить и не пришлось менять хоть одну из 18 тысяч балок. Вот это качество!

37-1

И удивительно, что такая невероятная и качественно выполненная задумка могла не свершиться. В феврале 1887 года 300 крупных деятелей французской культуры подписали и направили гневную петицию генеральному комиссару выставки Альфану. Среди подписавших были именитые деятели Франции такие, как Ги де Мопассан, А. Дюма-сын, Ш. Гарнье, П. Верлен и другие. Их гнев вызвали брошюры проекта, опубликованные во многих журналах.

Вот текст петиции:

«Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы, страстные любители до сих пор ещё нетронутой красоты Парижа, протестуем всеми силами нашей возмущённой души, во имя оскорблённого французского вкуса, во имя находящихся под угрозой французского искусства и истории…

Неужели Париж… подчинится побуждаемой корыстными мотивами фантазии конструктора машин и тем самым навсегда и безнадёжно обесчестит себя?

…Для того чтобы понять нас, в сущности, достаточно представить себе хотя бы на мгновение в высшей степени нелепую башню, похожую на гигантскую чёрную фабричную дымовую трубу, которая давит своей варварской массой… все эти наши униженные и оскорблённые памятники, всю нашу архитектуру, ставшую такой миниатюрной и исчезающую в этом большом сновидении». [1]

Письмо с петицией попало в руки министра торговли Локруа, который раньше был первым комиссаром выставки. Вскоре он вернул письмо Альфану с припиской:

«Я прошу Вас принять протест и сохранить письмо. Оно должно фигурировать на витринах выставки.

Столь прекрасная и благородная проза, подписанная именами, известными всему миру, непременно привлечёт публику и, может быть, удивит её».

Какое интересное решение принял первый комиссар выставки! Сейчас бы это назвали грамотным маркетинговым ходом.

Guillaume_Apollinaire_Calligramme-Tour_EiffelСтроительство благополучно завершилось. И Эйфелева башня увидела свет. Кстати, многие противники строительства стали поклонниками этого замечательного строения. Например, композитор Шарль Франсуа Гуно превратился из врага в почитателя и создал на квартире Эйфеля на третьем ярусе «Концерт в облаках». А знаменитый поэт Гийом Аполлинер назвал башню «лестницей в Бесконечность» и даже написал фигурное стихотворение в виде башни.

Ещё можно сказать о том, что башню могли всё-таки разобрать. Но, к счастью, французскому военному ведомству понадобилась специальная аппаратура для использования дальней радиосвязи. И на Эйфелевой башне разместили антенну.

Вот так, благодаря прогрессу мы можем любоваться Эйфелевой башней, которая постепенно стала новым символом Парижа и самой Франции!

 

P.S. Мне тут попалась отличная статья о том, как выглядит Эйфелева башня изнутри. Вот ссылка.

Самой мне пока не хочется туда подниматься. А парижане шутят, что истинные французы не поднимаются на башню. Тем более, что с Эйфелевой башни не видно саму Эйфелеву башню =)

P.P.S. Ещё могу посоветовать книгу для тех, кто хочет расширить кругозор и узнать больше о шедеврах мировой архитектуры.

1.Шедевры мировой архитектуры / ред. группа: О. Елисеева, Т. Евсеева и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007. – 184 с.: ил. – (Самые красивые и знаменитые).

Кстати, на Озоне есть более свежее издание 😉

Метки: , , ,